Кото-мегаполис

Анализ законопроекта об убийстве животных

Внесенный 12 апреля законопроект на первый взгляд не содержит слово убийство, поэтому многие граждане и чиновники не понимают чем он опасен и видят в нем лишь возможность расширения своих полномочий.

Полный текст законопроекта.

Также многие путают его с законопроектом Сарданы Авксентьевой, в котором предлагается гуманное усыпление в приютах, однако этот законопроект значительно хуже. Внесен он группой депутатов, включая Председателя комитета по экологической политике Дмитрия Кобылкина, среди депутатов, внесших законопроект тоже есть Сардана Авксеньтева, естественно, что убийства бездомных животных — ее главный козырь в борьбе за голоса избирателей.

Что предлагает законопроект?

Внесенный 12 апреля законопроект на первый взгляд не содержит слово убийство, поэтому многие граждане и чиновники не понимают чем он опасен и видят в нем лишь возможность расширения своих полномочий.-2

В законопроекте предлагается дополнить полномочия регионов таким образом, что деятельность по обращению с животными без владельцев может полностью регулироваться местными региональными законами.

(«2) деятельность по обращению с животными без владельцев — деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и (или) иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации;»,

2) Дополнить статью 27 частью 5 следующего содержания:

«5. По решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, порядок организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев может быть установлен законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, разные регионы РФ могут принять у себя совершенно разные, противоположные друг другу и общему федеральному закону варианты.

И это было бы еще полбеды, если бы остальные положения закона оставались бы в неизменном виде. Но в случае, если регион выбирает самостоятельное регулирование, отменяются положения статьи 18 – 498 ФЗ «Об ответственном обращении с животными» от 27.12.2018 г. А именно, могут не применяться положения частей 1, 2, 5 и 6 статьи 18 настоящего Федерального закона

Какие именно части 18 статьи отменяются?

Внесенный 12 апреля законопроект на первый взгляд не содержит слово убийство, поэтому многие граждане и чиновники не понимают чем он опасен и видят в нем лишь возможность расширения своих полномочий.-3

Согласно новому законопроекту — отлов, содержание в приютах, возврат на места обитания, возврат владельцам – можно не проводить. Вдумайтесь, отлов животных можно не проводить вообще, можно принять на местном уровне, чтобы стрелять их на месте, например. Можно принять, что отлавливать – помещать в пункты временного содержания и убивать там, ведь нормы, применяемые для приютов (16 статья ФЗ 498) могут не применяться для пунктов временного содержания и статья 16, в которой регламентируется деятельность приютов – не применяется к таким пунктам, соответственно запрет на эвтаназию в приютах тоже.

Можно – отлавливать уже прошедших стерилизацию собак, можно применять жестокие методы при отлове, применять вещества, то есть лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных будут разрешены, можно не вести видеозапись отлова, не предоставлять сведения об объеме выполненных работ и в целом подрядчик может не нести ответственность за жизнь и здоровье животных.

Полный список пунктов, которые отменяются:

1. Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных;

6) иные необходимые мероприятия в соответствии с частями 7 и 8 настоящей статьи.

2. При отлове животных без владельцев должны соблюдаться следующие требования:

1) стерилизованные животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека;

2) животные, имеющие на ошейниках или иных предметах сведения об их владельцах, передаются владельцам;

3) применять вещества, лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных, не допускается;

4) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, несут ответственность за их жизнь и здоровье;

5) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны вести видеозапись процесса отлова животных без владельцев и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии этой видеозаписи;

6) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны представлять сведения об объеме выполненных работ в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

5. Содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.

6. При возврате животных без владельцев на прежние места их обитания индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие возврат животных без владельцев, обязаны вести видеозапись процесса возврата животных без владельцев и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии этой видеозаписи.

Каковы причины бездомности?

Внесенный 12 апреля законопроект на первый взгляд не содержит слово убийство, поэтому многие граждане и чиновники не понимают чем он опасен и видят в нем лишь возможность расширения своих полномочий.-4

Мы уже писали, что основной причиной бездомности животных в нашей стране являются:

  • Отсутствие учета и регистрации животных и отсутствие государственного контроля разведения животных, из-за чего в стране огромный кризис перепроизводства животных-компаньонов.

Животных у граждан слишком много и их число постоянно растет. Количество кошек и собак за 5 лет (2017–2021 годы) достигло 63,5 млн. То есть за 5 лет популяция животных-компаньонов увеличилась на 12 млн особей (23%). При этом собак насчитывается 22,6 млн. Наблюдается так называемый кризис перепроизводства животных у владельцев, избытки этого количества и пополняют уличную популяцию. Проблема бездомности собак даже математически лежит в плоскости владельческих животных, то есть когда-то бродячие псы были домашними.

Невостребованные животные оказываются на улицах, волонтеры вынуждены забирать попавших в беду владельческих животных и тратить свой итак немногочисленный ресурс на спасение домашних, а не бездомных животных. Из-за этого в приютах скапливаются животные, которых невозможно пристроить, а новых животных, которые требуют спасения уже некуда помещать.

В стране практически нет программ льготной и бесплатной стерилизации домашних животных и не ведется пропаганда в этой области, нет программ просвещения населения, лишь некоммерческие организации пытаются рассказывать о проблеме, но это никак не поддерживается на государственном уровне, об этом не рассказывают на федеральных телеканалах и мало пишет пресса.

Почему ОСВВ — это не только гуманно, но и эффективно?

К тому же, регионы неправильно проводят программу ОСВВ, отлов-вакцинация-стерилизация выпуск. Без проведения предварительного научного мониторинга численности непонятно сколько именно нужно отловить собак для целей ОСВВ, ведь программа работает только при достижения показателя стерилизации в 70% особей. Если в городе обитает 3000 собак, например, а вы стерилизовали 100 шт, как, например было в Оренбурге, Вы не оказали никакого эффекта на популяцию. В целом цифры показателей по ОСВВ в регионах, где программа работает — говорят сами за себя, программа реально работает.

СМИ раздувают истерию по поводу покусов, однако данные регионов, где давно проводится программа, говорят об обратном:

  • Снижение численности безнадзорных собак в Нижнем Новгороде с 2015 по 2021 гг.. на 76% — с 15 до 3 тысяч особей. Нижний Новгород (программа работает с середины 2014 года) Источник: https://clck.ru/348ZTR
  • Снижение численности безнадзорных собак в Красноярске с 2018 по 2023 гг.. на 50% — с 10 до 5 тысяч особей. Источник: https://clck.ru/348ZUs

СНИЖЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПОКУСОВ собаками:

  • 47% снижение укусов, наносимых собаками людям в Московской области с 2020 по 2022 гг. с 12370 до 6525 укусов в год. Источник: статистика Роспотребнадзора и Минсельхоза Московской области
  • 30% снижение укусов, наносимых собаками людям в Сахалинской области с 2019 по 2021 гг.. – с 646 до 447 укусов в год. Источник: статистика Роспотребнадзора по Сахалиской обл. (Март 2022 года).
Внесенный 12 апреля законопроект на первый взгляд не содержит слово убийство, поэтому многие граждане и чиновники не понимают чем он опасен и видят в нем лишь возможность расширения своих полномочий.-5

Что же нужно делать, чтобы решить проблему бездомности животных?

Внесенный 12 апреля законопроект на первый взгляд не содержит слово убийство, поэтому многие граждане и чиновники не понимают чем он опасен и видят в нем лишь возможность расширения своих полномочий.-6

В первую очередь необходимо начать с регистрации владельческих животных, введение именно обязательного учета и чипирования. Тогда можно будет установить связь и привлечь к ответственности человека, который выбросил своего питомца на улицу. Также необходимо ввести соответствующие штрафы для нерадивых владельцев, ведь добровольно у нас законы не исполняются.

Регионам нужно внедрять у себя программы стерилизации владельческих животных, тогда эффект от ОСВВ будет усилен кратно, и это та мера, которая напрямую повлияет на количество покусов, ведь по статистике чаще всего кусают людей именно владельческие собаки.

Нужно вводить в регионе регулярный мониторинг численности бездомных собак, такие методики уже есть и прекрасно работают в Нижнем Новгороде. Тогда можно будет правильно рассчитывать количество собак к отлову, и программа ОСВВ в регионе начнет работать.

Также по поводу покусов, необходимо тщательно расследовать каждый случай покусов, и вести правильную статистику, чтобы понять сколько покусов от бездомных, а сколько от владельческих собак.

Почему не нужно поддерживать данный законопроект?

Внесенный 12 апреля законопроект на первый взгляд не содержит слово убийство, поэтому многие граждане и чиновники не понимают чем он опасен и видят в нем лишь возможность расширения своих полномочий.-7

Данный закон не приведет к решению проблемы бездомных животных, так как не работает над устранением причин проблемы. Более того, он противоречит конституции РФ и поручениям президента по животным, и, главное, никак не способствует защите граждан от собак.

Я считаю этот законопроект популистским, раскалывающим общество и отбрасывающим нашу страну назад в средневековье. Также обратите внимание, в законопроекте нет разделения на кошек и собак, убивать будут всех!

Внесенный 12 апреля законопроект на первый взгляд не содержит слово убийство, поэтому многие граждане и чиновники не понимают чем он опасен и видят в нем лишь возможность расширения своих полномочий.-8
Котикам нужна помощь, человек!
Дата публикации:
26.04.2023